Чайка-менеджмент: стиль управления, тип руководителя чайка-менеджер, что это значит — Контур.Толк

Чайка-менеджмент: что это и какие риски несет для команды

13 декабря 2024

Внезапно появляется, критикует и исчезает — это черты чайки-менеджера. Такой стиль управления вносит хаос в работу и демотивирует. Делюсь приемами, которые помогут вычислить «чайку» и перевести разговор в конструктивное русло.

Фотография Анастасия Панова Анастасия Панова Руководитель направления обучения и развития персонала в Контуре
Деловое общение без стресса: бот с готовыми ответами
Экономьте время и нервы с помощью проверенных шаблонов для рабочей коммуникации
Получить доступ к боту
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Что такое чайка-менеджмент

Чайка-менеджментом называют стиль управления, при котором руководитель не участвует в процессе регулярно, а подключается в кризисные моменты, чтобы раскритиковать подчиненных.

Впервые про менеджеров-чаек написали Кен Бланшар, Патриция и Дреа Зигарми в книге Leadership and One Minute Manager, которая вышла в 1985 году. На русский язык книгу перевели под названием «Одноминутный менеджер и ситуационное руководство». «Менеджеры-чайки влетают, кричат, набрасываются на всех и каждого, а потом улетают», — пишут авторы.

Постепенно термин закрепился в бизнес-среде. В 2005 году вышла книга The Cost of Seagull Management, что переводится с английского как «Во сколько обходится чайка-менеджмент». Автор — клинический психолог Тревис Бредберри. Он пишет, что американские компании ежегодно теряют 360 млрд долларов из-за недовольных сотрудников, когда командами управляют менеджеры-чайки.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Главные признаки менеджера-чайки

Распознать руководителя, который придерживается стиля чайка-менеджмента, можно по следующим признакам:

Внезапный контроль вместо регулярного менеджмента. Когда в команде все идет по плану, менеджер не включается в коммуникацию. Но стоит появиться проблемам, как руководитель-чайка тут же «летит» исправлять ситуацию. Менеджер врывается в рабочий процесс, никого не предупредив и не разобравшись в сути проблемы. Внезапный контроль вгоняет команду в стресс, а руководитель считает, что правильно наказал сотрудников за ошибки.

Помощи и поддержки от чайки нет — с проблемами подчиненные справляются сами.
Помощи и поддержки от чайки нет — с проблемами подчиненные справляются сами.

Корректирующая обратная связь вместо поддержки. Поскольку чайка-менеджер реагирует только на кризисные ситуации, сотрудники получают от него исключительно корректирующий фидбэк. Если команда успешно сдала проект и эффективно поработала, похвалы от руководителя не будет. 

В сложных ситуациях менеджер мотивирует сотрудников через негативное подкрепление — грозит увольнением или лишением премии.
В сложных ситуациях менеджер мотивирует сотрудников через негативное подкрепление — грозит увольнением или лишением премии.

Эмоциональность вместо конкретики. Даже когда руководитель-чайка приходит спасать команду, вместо конкретных предложений, подчиненные слышат: все плохо, надо переделать. Иногда менеджер разговаривает грубо, на повышенных тонах. 

После «налета» подчиненные демотивированы, но как исправить ситуацию, по-прежнему не понимают.
После «налета» подчиненные демотивированы, но как исправить ситуацию, по-прежнему не понимают.

Напоминания вместо четких дедлайнов. Менеджеры-чайки склонны держать дедлайн в секрете. Если задача нужна к пятнице, исполнителю скажут, что ждут ее в понедельник. При этом до дедлайна может оставаться пара дней, поэтому сообщения чайки будут сопровождаться фразами «ASAP», «задача горит», «надо было еще вчера», «срочно!!!».

Менеджер постоянно пингует, непрерывно обновляя статус задачи. Исполнителю приходится работать под давлением, хотя смысла в этом нет, до дедлайна еще достаточно времени.
Менеджер постоянно пингует, непрерывно обновляя статус задачи. Исполнителю приходится работать под давлением, хотя смысла в этом нет, до дедлайна еще достаточно времени.

Руководитель-чайка часто не погружен в командные процессы, принимает необдуманные решения. Менеджмент чаек приводит к тому, что в делах хаос, сотрудники стрессуют, проекты не двигаются.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Чем опасен такой стиль управления

Главный риск компании, в которой работают чайки-менеджеры, — высокая текучесть сотрудников. Даже если под страхом наказания руководителю удалось на время дисциплинировать коллектив и добиться успеха, в долгосрочной перспективе такая стратегия не работает. Из-за постоянного стресса люди выгорают и уходят, лишь бы больше не иметь дела с чайкой. В коллективе все меньше опытных сотрудников, крепкие профессиональные связи ломаются — все это мешает команде достигать намеченных результатов. Атмосфера в коллективе и сложившаяся корпоративная культура тоже страдают.

Частые увольнения могут негативно повлиять на HR-бренд компании. Бывшие сотрудники оставляют негативные отзывы на job-сайтах. А по профессиональному комьюнити ползут слухи о токсичном руководстве. Негативный образ работодателя может отталкивать соискателей, что в условиях кадрового голода затрудняет поиск сотрудников на открытые вакансии.

От своего стиля управления может страдать и сам руководитель-чайка. Из-за текучки менеджеру приходится постоянно искать и адаптировать новичков. Если вакансия долго не закрывается, руководитель вместо того, чтобы управлять, делает задачи по проекту вместе с командой. Итог — высокая загрузка и постоянный стресс.

Мой начальник — чайка-менеджер

Стиль управления возникает по разным причинам:

  • Нет опыта. Еще вчера руководитель был рядовым сотрудником, а сегодня вынужден управлять командой. Новичок не знает, как правильно ставить задачи, контролировать их выполнение и корректно давать обратную связь. Помогут обучающие курсы, бизнес-литература и наставник, который сможет оценить развитие soft skills.

  • Нет компетенций. Иногда за чайка-менеджментом скрывается отсутствие знаний и навыков. Чтобы замаскировать некомпетентность, руководитель создает видимость бурной, но бесполезной деятельности. Возможно, стиль управления изменится, если менеджер более глубоко погрузится в сферу и будет понимать, как устроены процессы в команде.

  • Осознанный стиль управления. Некоторые чайки искренне считают, что управляют командой эффективно. Для них единственный способ заставить подчиненных работать: крики, угрозы и обвинения. В остальном команда справится сама. Достижение результата — не повод хвалить команду, ведь этого ждут по умолчанию. Убежденных чаек сподвигнуть к изменениям практически невозможно.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Как противостоять чайкам

Вот три совета на случай, если чайка-менеджмент мешает работать:

Добивайтесь конкретики по задачам. Одна из проблем руководителей-чаек — эмоциональный и нечеткий фидбэк, после которого непонятно, как дальше работать. Пока чайка не «улетела», попробуйте получить от менеджера как можно больше информации: что он имеет в виду под плохим результатом? Чего в нем не хватает? Что нужно сделать по-другому? Как должен выглядеть хороший результат?

Попытайтесь расшифровать оценочные и общие слова, которые невозможно однозначно интерпретировать: каковы точные сроки? Кто будет оценивать результат? У кого можно попросить совета? Как часто будет синхронизация по задаче? Информация поможет выйти из ситуации неопределенности, завершить задачу в срок и с желаемым результатом. Фиксируйте ответы на бумаге или в переписке. Если возникнут проблемы, вы сможете доказать, что действовали по поручению менеджера.

Указывайте менеджеру на ошибки. Если менеджер не хочет общаться, переходите к плану «Б». Не только руководитель дает фидбэк подчиненным, но и наоборот — сотрудники вправе давать обратную связь менеджеру. Попросите руководителя о личной встрече и дайте ему корректирующую обратную связь. Расскажите, какие действия менеджера вы считаете неэффективными, поделитесь идеями, как можно улучшить коммуникацию в коллективе.

Будьте аккуратны и вежливы, используйте я-высказывания, описывайте не личность, а действия человека. Манипуляции и оскорбления не помогут, а только усугубят ситуацию.

Привлеките вышестоящее руководство. Если менеджер — новичок и допускает ошибки, фидбэк подтолкнет его к рефлексии. Если же человек — чайка по убеждению, скорее всего, проигнорирует. Тогда можно обратиться к сотруднику, у которого достаточно административного ресурса повлиять на менеджера.

Перед тем, как пойти к руководству, предупредите об этом чайку-менеджера. Когда в очередной раз будете давать обратную связь, скажите, что оставляете за собой право обратиться к руководству, если ничего не поменяется. Объясните, что поведение чайки-менеджера влияет на общий результат, а раз вы в этой ситуации бессильны, придется привлекать третью сторону.

Подготовьтесь к встрече: соберите факты, когда стиль управления чайки мешал достигать результата. Подтвердите слова документами и переписками.

Чайка-менеджер — это я

Если вы обнаружили у себя черты чайки-менеджера, не все потеряно. Осознание проблемы — уже большой шаг. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — собрать обратную связь от подчиненных. Это поможет понять, что вы делаете хорошо, а что стоит скорректировать.

Собрать обратную связь можно двумя способами — на встрече тет-а-тет с каждым сотрудником или попросить коллег заполнить анкету. Второй вариант займет меньше времени и убережет от тяжелых эмоций — не каждому под силу выслушать в лицо шквал критики, даже объективной. К тому же на личной встрече не все сотрудники смогут высказаться честно из-за страха или стеснения.

Для анкеты подберите корректные формулировки, которые помогут получить оценку от сотрудников: как вам кажется, какие мои действия приносили команде результат? Как вы считаете, какие мои действия нужно изменить, потому что они не в полной мере работают на достижение результата? Какие действия стоит перестать делать, потому что они мешают достижению результата?

Анкетирование поможет посмотреть на себя со стороны и начать работу над конкретными аспектами своего поведения. После подведения итогов можно провести встречу с коллегами и попросить их предложить свои идеи, как улучшить коммуникацию и процессы в команде.

Как не превратиться в чайку-менеджера

Пять рекомендаций начинающему руководителю, которые помогут управлять командой:

  • Практикуйте регулярный менеджмент — противоположность чайка-менеджменту. Он включает в себя обратную связь, четкую постановку задач, регламентацию процессов, планирование и делегирование. Не последнюю роль играет мотивация команды на результат.

  • Соберите информацию о команде и проекте. Это важно для тех, у кого не хватает уверенности в себе. Вместо того чтобы быть чайкой, соберите сведения о процессах и ресурсах, экспертности, лояльности и мотивированности сотрудников. Чем больше информации, тем выше уверенность при управлении командой.

  • Учитесь давать обратную связь. Давать фидбек сотрудникам так, чтобы не обидеть, но добиться результата — важный навык. Обратная связь должна быть конкретной и бережной. Больше о том, как давать фидбек коллегам, читайте в статье.

  • Налаживайте контроль. Вместо внезапного контроля выстраивайте цепочку из нескольких видов контроля: начального, промежуточного и итогового. Сразу же наметьте даты, когда будете синхронизироваться по прогрессу и обсуждать готовый результат. Когда процесс в команде наладится, контроль можно ослабить.

  • Применяйте модели управления. Существуют разные модели и практики, которые позволяют эффективно управлять командой: скрам, эджайл, канбан, lean-менеджмент. Модель «Кенвин» Дейва Сноудена помогает выбрать оптимальный способ управления с учетом уровня неопределенности. Например, в простых системах, когда все понятно и предсказуемо, Сноуден рекомендует применять водопадную модель управления, в запутанной системе с множеством взаимосвязей — эджайл.

Узнайте больше о том, как управлять командой и общаться с коллегами

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Фотография Анастасия Панова Анастасия Панова Руководитель направления обучения и развития персонала в Контуре
Самое главное — у вас в почте
Подписаться

Заботливо составляем дайджест с обновлениями продуктов, гайдами и статьямиСамое главное — у вас в почте
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте