Куда жаловаться бизнесу на давление, проверки и отказы в господдержке — Контур

Куда жаловаться бизнесу на давление, проверки и отказы в господдержке

18 февраля 2025

Деятельность предпринимателя сопряжена со множеством проблем и рисков. Иногда возникают вопросы по отказам в господдержке, административному давлению и результатам проверок. Сегодня на каждый контрольный орган можно пожаловаться с помощью цифровых платформ. Это позволяет отслеживать обращение на всех этапах и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства.

Как сообщить об отказах в господдержке и давлении

Для предпринимателей, которые числятся в реестре МСП, работает Сервис 360° для направления обращений о возникших сложностях ведения бизнеса.

Назначение Сервиса 360° — разработка механизмов поддержки предпринимателей, а также повышение эффективности работы профильных органов и институтов развития.

Сервис 360° включает несколько крупных тематических разделов:

Административное давление на бизнес – нарушение прав при проведении проверки, блокировка счетов, штрафы, задолженность перед государством.

Закупки – действия или бездействие заказчиков при закупке товаров, работ, услуг.

Финансовая поддержка – отказы в предоставлении поручительств и гарантий, затягивание сроков рассмотрения, отсутствие информации о продуктах.

Имущественная поддержка – отказ в предоставлении поддержки.

Взаимодействие с другими организациями поддержки предпринимательства и (или) институтами развития – проблемы в работе с организациями инфраструктуры поддержки или институтами развития.

Работа маркетплейсов – проблемы при работе на маркетплейсе.

В каждом разделе можно направить обращение или жалобу, авторизовавшись через Госуслуги.

Срок рассмотрения обращений составляет 10 рабочих дней.

При поступлении заявок к решению проблем подключаются представители профильных министерств и ведомств, контрольно-надзорные органы, региональные власти.

Сервис 360° был создан на базе «зеркального реестра проверок», для получения от бизнеса данных о нарушении их прав при проведении проверок (Информация Минэкономразвития от 09.11.2021).

Тематические разделы сервиса

Как пожаловаться на решение контрольных органов

Во время контрольного мероприятия иногда возникают спорные ситуации. Решение контрольных органов можно обжаловать через специальный сервис до обращения в суд.

Для этого понадобятся доказательства правоты предпринимателя, учетный номер обжалуемой проверки и электронная подпись руководителя или его доверенного лица.

Помимо жалобы на вынесенное в рамках контрольного мероприятия решение, можно также сообщить на действия или бездействия инспектора. Сервис предлагает 10 оснований для подачи жалобы. После нажатия на кнопку «Подать жалобу» появляется список оснований: нарушена процедура проведения проверки, не согласен с нарушениями, вынесенными в акте проверки и др.

На сайте уточняется, что досудебный порядок обжалования распространяется на все виды госконтроля. Предприниматель может пожаловаться на федеральный, региональный или муниципальный контрольный орган.

В течение суток после подачи жалобы в личный кабинет поступит регистрационный номер и срок рассмотрения. На рассмотрение жалобы отводится до 15 рабочих дней, однако этот срок могут однократно продлить на тот же период.

Как пожаловаться на давление правоохранительных органов

Сообщить о проблемах с правоохранительными органами бизнесмены могут через сервис «За бизнес». Платформа специально разработана для того, чтобы снизить незаконное административное давление на предпринимателей и сформировать новые стандарты работы органов власти с обращениями владельцев бизнеса.

Любой предприниматель может отправить жалобу на различные ситуации, связанные с нарушением прав в рамках доследственной проверки или предварительного следствия:

  • необоснованное задержание или заключение под стражу;
  • нарушения при возбуждении уголовного дела;
  • фальсификация доказательств по делу;
  • незаконное прослушивание;
  • незаконное изъятие документации, носителей информации;
  • нарушение процессуальных сроков;
  • провокация на дачу взятки;
  • применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы;
  • нарушение права на защиту;
  • иное.

На сайте сказано, что по итогам рассмотрения жалобы центральный аппарат правоохранительного органа даст заключение о правомерности действий. Кроме того, к рассмотрению жалоб будут подключаться деловые объединения и бизнес-омбудсмен — они окажут экспертную поддержку.

Чтобы подать жалобу на силовиков, нужно зарегистрироваться на сайте одним из способов:

  • Через регистрационную форму. При регистрации следует указать данные о себе, ввести ИНН/ОГРН юрлица (ИП). На указанный номер телефона придет смс-сообщение с кодом для подтверждения регистрации.
  • С помощью подтвержденной учетной записи на Госуслугах.

В форме авторизации нужно нажать на кнопку «Войти через Госуслуги» и ввести в форме логин и пароль от аккаунта на Госуслугах, подтвердив согласие на передачу данных с портала Госуслуг на платформу для работы с обращениями предпринимателей.

Отслеживать процесс по решению проблемы можно в личном кабинете. Установлены сроки на ответ центрального аппарата правоохранительного органа — в течение 30 дней с момента подачи жалобы.

На цифровой платформе «За бизнес» есть карта обращений, которая демонстрирует, сколько жалоб поступило из конкретной области.  

Как обжаловать решения и действия ГИТ

Если предприниматель, имеющий работников, не согласен с результатами проведенной трудовой проверки, он может попробовать обжаловать решение через сервис онлайинспекция.рф, выбрав соответствующую категорию.

В заявлении нужно указать ФИО и контактные данные, а также выбрать субъект РФ и должностное лицо, к которому есть вопросы. В онлайн-жалобе следует привести доводы, на основании которых вы не согласны с действием (бездействием) должностного лица или руководителя / заместителя руководителя. К заявлению можно приложить доказательства в виде фотографий или любых других материалов.

Работодатели могут воспользоваться сервисом для обжалования акта или предписания по результатам проверки, решения о проведении контрольных мероприятий, действия должностного лица в рамках проверки или руководителя, заместителя руководителя ГИТ

Как пожаловаться на нарушение прав и интересов предпринимателей

Такого рода жалобы рассматривает Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ). Вот спектр вопросов, которыми она занимается:

  • ненормативные правовые акты;
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие права и интересы бизнеса.

На сайте, где подается обращение, обещают содействовать в защите прав предпринимателей с привлечением арбитражных институтов (третейских судов) и органов по урегулированию споров с участием посредника (процедуре медиации) при ТПП РФ.

При подаче обращение обратите внимание на регламент

Для изучения фактов, описанных в жалобе, эксперты могут инициировать расследование. По итогам экспертного заключения готовится ответ заявителю с правовым обоснованием позиции ТПП РФ. Если факты нарушения подтверждаются, то в обратном письме предпринимателю предлагают меры по решению проблемы.

Как пожаловаться на налоговые органы

Чтобы указать на действия (бездействие) налоговых органов или обжаловать решение по налоговой проверке, предприниматель может лично или через представителя (в этом случае следует приложить документы, подтверждающие полномочия):

  1. принести жалобу в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  2. отправить обращение по почте;
  3. отправить жалобу в налоговую через интернет.

Обратите внимание: жалоба на налоговые органы подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@. В этом же приказе описан порядок заполнения формы. Предприниматель вправе приложить к жалобе документы, подтверждающие его доводы.

Чтобы ускорить процесс рассмотрения проблемы, лучше подавать жалобу через личный кабинет на сайте ФНС. При этом нужно указать на необходимость рассмотрения жалобы в упрощенном порядке, установленном ст. 140.1 НК РФ. Тогда ее направят в налоговый орган, чьи акты или действия обжалуются. Ответ стоит ждать в течение семи рабочих дней. В упрощенном порядке не рассматриваются жалобы на решения, вынесенные в порядке, установленном ст. 101 и 101.4 НК РФ.

На сайте ФНС есть подробная инструкция, как и по каким вопросам можно жаловаться.

Обращение к уполномоченному по защите прав предпринимателей

Уполномоченный по защите прав предпринимателей есть в каждом субъекте. Чтобы найти нужный сайт, вбейте в строку поиска запрос «Обратиться к уполномоченному по защите предпринимателей в …».

Обычно на сайте уполномоченного есть форма, которую нужно заполнить для подачи обращения онлайн. В ней указывается статус заявителя, информация о нарушении и меры по обжалованию. Можно прикрепить акты, решения, письма, которые привели к нарушению прав предпринимателя и другие документы.

Обращение в прокуратуру по прямой линии

Чтобы повысить оперативность работы с обращениями предпринимателей, прокуратура специально разработала онлайн-формат подачи жалоб. На сайте есть кнопка «Подать сообщение», нажав которую заявитель должен авторизоваться через Госуслуги.

Все поступающие сообщения сортируют в зависимости от содержимого и направляют либо в профильные подразделения Генпрокуратуры, либо в прокуратуры регионов.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Реклама 16+.
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий