Персонал — основная проблема кофеен и всей отрасли общепита в целом. Рынок очень конкурентный, постоянно открываются новые заведения. У собственников таких заведений мало опыта в том, какие работники хорошие, а какие плохие. Расскажем, какой стратегии придерживаться, чтобы подобрать хороший персонал для своего кафе или ресторана, на что стоит обратить внимание и какие вещи стоит учесть.
Содержание
- На какие роли общепит ищет людей
- Шаг 1. Эмоционально принять, что обслуживающий персонал нужно искать постоянно
- Шаг 2. Расписать функционал, кто что делает
- Шаг 3. Наладить поиск, отбор и наём персонала
- Кто занимается поиском персонала
- Повторим главное
На какие роли общепит ищет людей
Есть три группы людей, которые работают в общепите. Это те, кто трудится на кухне, в зале непосредственно с гостями и работники так называемого административного сектора.
Кухня. Здесь работает персонал, который готовит еду и отвечает за ее качество.
Шеф-повар или бренд-шеф — главный по блюдам. На нем общая концепция, представление о том, что будет готовиться и как.
Сушеф, заместитель шеф-повара на время выходных или отпуска. Шеф, как правило, работает 5 через 2, на время отсутствия его кто-то должен заменять, потому что ресторан работает ежедневно.
Повар готовит блюдо по технологическим картам, например, отвечает, сколько надо в блюдо положить риса, курицы, каким соусом заправить.
Еще есть помощники поваров. Они занимаются нарезками, заготовками, чистят овощи, моют фрукты и так далее. Есть персонал, который поддерживает чистоту на кухне и моет посуду.
Зал, стойка. Здесь трудится обслуживающий персонал, люди, которые общаются с клиентами.
Управляющий встречает, рассаживает, говорит официантом, какой столик обслуживать, к какому столу подойти. В небольших заведениях один человек выполняет роль и управляющего, и администратора зала. В индустрии для этого есть термин хостес.
Сотрудники, которые непосредственно принимают заказы от гостей: официанты, бариста, который варит кофе, и бармены, которые готовят алкогольные напитки.
Как индивидуальному предпринимателю принять на работу сотрудника
Еще есть персонал, который следит за чистотой в зале. Это может быть постоянный уборщик или приходящий, например, который работает в нескольких заведениях.
Администрация. Это директор или управляющий, маркетологи, менеджеры, бухгалтерия, кадровики, зависит от того, насколько заведение большое, есть ли у него сеть.
Иногда бывает штатный закупщик, который общается с поставщиками и заказывает продукты.
Шаг 1. Эмоционально принять, что обслуживающий персонал нужно искать постоянно
Подробнее поговорим о подборе персонала для обслуживания гостей. Такой поиск не должен прекращаться, потому что срок сменяемости такого персонала шесть-девять месяцев. Для сферы общественного питания это нормально.
Правила управления рестораном: 6 шагов эффективного менеджера
Во-первых, у сотрудников, работающих с гостями, самая нервная работа. Клиенты бывают сложные, у каждого свои вкусы, разное настроение и воспитание. Поэтому к официантам, бариста и барменам работодатель предъявляет много требований. Они должны быть стрессоустойчивыми, расторопными, вежливыми, позитивными.
Во-вторых, на такую работу идут студенты и молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. У них часто меняются обстоятельства, связанные с учебой, переездом, личной жизнью.
Все эти факторы владельцу ресторана нужно просто принять. Не стоит ждать, когда официант сообщит об уходе, а потом горевать о потере и судорожно пытаться кем-то возместить нехватку рук. Будьте готовыми к текучести кадров и наладьте процесс непрерывного пополнения новичками.
Вспоминаю, когда мы открыли первую кофейню и нашли бариста с опытом работы. Радовались, что она всё умеет и знает, не нужно ее обучать с нуля. Когда она решила уйти, для нас это было большой трагедией. Были мысли: как же мы продолжим без нее работать. Увы, это одно из популярных заблуждений у руководителей. Чаще всего человек увольняется не потому, что руководство плохое, а потому, что мы работаем с целевой аудиторией, у которой часто меняются обстоятельства.
Как быть готовым к постоянной смене обслуживающего персонала? Нужно максимально подробно сформулировать обязанности сотрудников и унифицировать процесс найма. Это два следующих шага.
Шаг 2. Расписать функционал, кто что делает
Чем конкретнее прописаны регламенты и обязанности, тем быстрее новичок входит в курс дела. Контролировать работу проще, если сформулированы критерии, по которым этот контроль будет происходить.
Например, мы ждем от секретаря, что он будет встречать гостей, отвечать на звонки, что кабинет директора всегда будет готов к встречам. Для этого прописываем в инструкции все эти функции, например, проветрить кабинет за 30 минут до встречи, вызвать уборщицу, если кто-то пролил кофе, обязательно перезвонить по сохраненному номеру, если есть пропущенный.
Таким же образом устанавливаем правила для своего заведения. Они зависят от того, какую роль будет исполнять сотрудник.
Если в ресторане гостей рассчитывает официант, не забываем включить в инструкцию правила работы с кассой. Например, отправить заказ с кассы на кухню, если гость заказывает что-то дополнительно, то сразу вносить это блюдо в чек, затем распечатать пречек и спросить, какой способ оплаты будет удобнее. В финале — прием оплаты и выдача чека.
Возможности кассовой программы для заведений разного формата
Если в заведении существует отдельный кассир, для него тоже должна быть своя инструкция.
Другой пример — бариста. В заведении быстрого питания гостю неважно, кто именно сварил кофе. Гость хочет получить напиток на том уровне, который ожидает от конкретной сети фастфуда. Это значит, для бариста в таком заведении правила будут отличаться от правил, по которым работает бариста в авторской кофейне. Во втором случае в регламент нужно будет включить тонкости общения с клиентом: как понять, чего он хочет, что предложить в дополнение к напитку, как реагировать на вопросы или комментарии.
В правилах прописываем все нюансы в зависимости от концепции заведения, от метража заведения, от того, насколько тесная коммуникация между персоналом и посетителем.
Если набор обязанностей просто скачать из интернета, их никто не будет читать и соблюдать. Надо писать как есть, что вы хотите, чтобы ваш работник делал. В этом помогает практика, когда вы сами на один день становитесь своим же работником. Я пробовала это не раз, и это крутое ощущение. Когда ты обслуживаешь гостей, то сразу видишь, что где неудобно стоит, что нужно поправить, какую посуду заменить. Нужно выйти на смену и описать то, что делали.
Шаг 3. Наладить поиск, отбор и наём персонала
Поиск. Где найти обслуживающий персонал
Для этого этапа пригодятся наработки из предыдущего шага: если уже прописаны обязанности официанта, это станет основой для объявления о приеме на работу. Соискатель сразу увидит четкие требования, это позволит компании отсеять неподходящих кандидатов еще до того, как они решат откликнуться на вакансию.
Одна из самых популярных площадок для размещения вакансий — Хедхантер (hh.ru). Но не стоит пренебрегать и другими платформами.
Есть профессиональные специализированные ресурсы, например restojob.ru. Этим ресурсом часто пользуются именно в сфере общепита для поиска не только обслуживающего персонала, но и поваров, управляющих, хостеса, администраторов.
В топ джоб-сайтов по величине базы резюме входят: hh.ru, Работа.ру, Superjob, Зарплата.ру, Авито.Работа, Юла.ру, Joblab.ru.
Кроме всем знакомых джоб-сайтов рекомендуем размещать вакансии в соцсетях и телеграм-каналах. Достаточно в поисковой строке указать нужный город и сферу деятельности, в результате найдете несколько тематических сообществ, например «Работа Екатеринбург общепит», «Работа в общепите», «Повара общепит Питер» и так далее.
Для поиска людей можно использовать таргетинговую рекламу. Она особенно эффективна, когда ищете человека для конкретной локации.
Пожалуй, самый сложный способ — хантинг. Для этого нужно посещать заведения схожей концепции, присматриваться к официантам и переманивать самых лучших к себе. Этот вариант подходит, если ваше заведение требует специфичного обслуживания и вам нужно увидеть, как человек работает в подобных условиях.
Что писать в вакансии, кроме названия компании и контактов для связи:
- ожидания от сотрудника, какими навыками он должен обладать;
- размер оплаты, можно диапазон от и до;
- график работы, хотя бы примерный;
- есть ли обучение, сколько оно длится и на каких условиях;
- есть ли испытательный срок;
- какие возможности для карьерного роста (если вы понимаете, что это важно для соискателя);
- каким способом откликнуться на вакансию (например, написать письмо на указанный адрес, заполнить анкету, отправить рекомендации).
Отбор. Как работать с соискателями
Задача этого этапа — отобрать максимально подходящих людей при минимальной потере времени. Поэтому не стоит приглашать на собеседование всех, кто откликнулся на вакансию.
Сначала отбираем среди всех резюме и анкет тех соискателей, которые подходят под критерии.
Затем нужно убедиться в их квалификации, потому что данные в анкете могут расходиться с действительностью. Резюме не дает полного представления о том, как человек умеет общаться или готовить.
На собеседовании попросите соискателя обслужить вас как гостя в ресторане. Это важно, даже если вы ищете человека без опыта: чтобы он чему-то научился, то должен иметь хотя бы базовые навыки коммуникации.
Фишки обслуживания гостей в ресторане, кафе, баре
Если ищете бариста, пригласите сразу несколько соискателей и предложите сварить кофе. За полчаса вы сможете увидеть в деле сразу нескольких работников, сравнить их. Сразу попробуете кофе и пообщаетесь.
Однажды мы позвали на собеседование 10 человек на должность повара. Приготовили 10 столов, ножи, доски, ингредиенты. Собрали всех в одном месте и предложили приготовить порцию роллов. Так мы сэкономили часы рабочего времени, сразу увидели, кто на что способен. Интересно, что, услышав о нашем задании, несколько соискателей передумали участвовать в отборе и ушли.
Не пренебрегайте рекомендациями с прошлого места работы. Человек может вас обаять на собеседовании и приготовить чудный кофе, но если с прошлого места его уволили за воровство, об этом вы узнаете гораздо позже и последствия будут более печальными. Обязательно звоните предыдущим работодателям.
Во время собеседования важно сразу обсудить, что происходит после того, как человека принимают на работу. Есть ли испытательный срок, какая будет загрузка, график, будет ли оплачена стажировка. Про этот этап расскажем подробнее.
Наём. Как тестировать новичков
Итак, человек подошел под все ваши критерии, и вы готовы выводить его на смену. Если нужно предварительное обучение, дайте стажеру все необходимые инструкции. Наблюдайте, как он справляется «в поле», какие вопросы задает, советуется ли с более опытными коллегами, как реагирует на сложные для него ситуации. Роль супервизора может выполнять администратор зала или другой официант, который способен быть наставником.
В среднем стажировка занимает три дня. Новичкам это время обычно не оплачивают и официально не оформляют, потому что они успевают получить опыт, сравнимый с результатом коротких курсов для официантов или бариста. А такие курсы могут стоить 10 000, 30 000 рублей и больше.
Как ненавязчиво намекнуть гостю на чаевые и распределить их между сотрудниками
Чтобы получить независимую оценку новичка, попросите своего друга стать тайным гостем. При вас стажер может вести себя безупречно, а с обычным гостем — совсем иначе. Когда ваш знакомый поделится ценной обратной связью, вы сможете оценить квалификацию и перспективность новичка.
Приняв сотрудника, работодатель продолжает его обучать и развивать. Если видите в нем лидерские задатки, то ваша задача — не упустить момент, когда человеку станет скучно работать официантом или бариста, перевести его на должность администратора или управляющего. Важно повышать работника, если он что-то предлагает, улучшает, вносит инициативные предложения. Такой сотрудник принесет компании больше пользы на более ответственной должности, чем если продолжит варить кофе или подносить блюда.
Хочется разубедить руководителей, которые рассуждают: «Зачем вкладываться в развитие сотрудника, если он всё равно уйдет через полгода?». Мой опыт показывает, что инициативных ребят примерно 10 % от общего числа, и они приносят заведению больше пользы именно в своем новом качестве. Почти четыре года назад к нам пришел бариста. Он здорово вник во всё, что происходит, понимал, чего не хватает в зоне приготовления, узнавал, что можно купить подешевле. Сейчас он работает руководителем по закупкам всей сети кофеен, ездит по точкам, проверяет качество работы других бариста, обучает, подсказывает, помогает.
Кто занимается поиском персонала
Чаще поиском, отбором и наймом занимается управляющий заведением. Можно привлечь кого-то из активных и более опытных работников. Например, опытного и инициативного официанта сделать старшим и помогать с отбором и обучением.
В любом случае собственнику бизнеса лучше заниматься этим не самому, а делегировать и периодически контролировать. То есть руководитель должен быть в курсе общей ситуации, но не делать его своими руками.
Для своей сети кофеен поначалу я подбирала и описывала процессы сама. Сейчас этим занимается управляющие под моим контролем. Два раза в неделю я спрашиваю, как дела с наймом, где размещены объявления, сколько людей прошли собеседования, сколько людей у нас учатся, на какие точки мы планируем поставить персонал, на каких точках нам нужно заменить персонал и так далее.
Повторим главное
Сделайте отбор обслуживающего персонала постоянным:
- Детально опишите обязанности сотрудника, это поможет быстрее адаптировать новичков и контролировать их работу.
- Запаситесь объявлениями о найме и регулярно их размещайте, чтобы иметь под рукой кандидатов взамен тех, кто увольняется или слабо работает.
- Сформулируйте методы обучения для новичков, памятки, рабочие графики.
- Сформируйте комплект документов для тестирования и оценки новичка.
Используйте все каналы для поиска:
- Хедхантер и другие работные сайты.
- Профессиональные сообщества в соцсетях и телеграме.
- Таргетинговая реклама.
- Хантинг в других заведениях общепита.
Не верьте мифам об идеальном сотруднике:
- Не ждите, что сотрудник будет работать у вас годами на одной позиции.
- Не обязательно брать человека с опытом, чаще более выгодно растить профессионала под свои требования.
- Даже опытный человек совершает ошибки, ему нужно время на адаптацию и хотя бы минимальное обучение.
- Нет сотрудника, который не захочет больше денег, будьте готовы к разговору о деньгах.
В следующей статье расскажем, как удерживать наиболее ценных сотрудников и как влиять на мотивацию обслуживающего персонала, в том числе с помощью пятиступенчатой системы.
