«Клиент станет ходячей рекламой»: всё про мерч в общепите — Контур.Маркет Баннер

«Клиент станет ходячей рекламой»: всё про мерч в общепите

29 февраля 2024 Чек‑лист

Мерч — это брендированный товар, на нем есть название или логотип компании. Такая вещь становится дополнительным рекламным каналом, который продвигает ваш бренд. Что выбрать в качестве брендированной продукции, предприниматели определяют в зависимости от бюджета. Обычно используют канцелярские товары, ручки, блокноты, календари, наклейки, термокружки, зонтики, кепки, футболки, бомберы или свитшоты. В статье дам советы, как подходить к созданию мерча более креативно и на что обратить внимание, чтобы он работал на привлечение клиентов. В качестве кейса и примеров покажу фотографии мерча, который мы с командой выпускали в моей сети кофеен.

Зачем заведениям общепита мерч

У мерча есть четыре «судьбы». Вот что можно делать с ним в заведениях:

Дарить сотрудникам компании. Мерч позволяет им быть приверженцем к бренду и транслировать это окружающим. Для сотрудников важна сопричастность, понимание того, что они являются частью команды и компании. Здесь хорошо работает мерч: толстовки, термокружки, шапки, рюкзаки — какие-то вещи, которые сотрудник будет использовать. Ваш официант пошел гулять в парк в толстовке с логотипом заведения — люди понимают, что он там работает и просто очень это кафе любит. Для владельца бизнеса это практически бесплатный элемент продвижения — вы потратились на подарок сотруднику один раз, а тот потом долго носит эту вещь и показывает всем логотип, который запоминается окружающим. 

«Выгодно и сотруднику, и компании»: как мотивировать персонал в кофейне

Дарить клиентам. В этом случае «промоутером» бренда становится клиент. Окружающие люди тоже могут видеть брендированные аксессуары у вашего клиента и понимать, что тот доверяет бренду, а значит бренд качественный. Такая ассоциация работает не только с мерчем, но и, например, с обычной повседневной одеждой — обычно если на футболке есть логотип известного бренда, это считается престижным.

Мерч можно раздавать бесплатно на день рождения компании, перед Новым годом или на любом публичном мероприятии. Можно организовать конкурс и дать возможность получить мерч бесплатно. Например, мы хотим, чтобы больше людей пришло на сайт или в социальные сети компании, подписались на них — тогда разыгрываем предмет мерча среди новых подписчиков. 

Дарить партнерам. Так можно благодарить компании, с которыми вы сотрудничаете, и ваша деловая дружба приносит вам дополнительных клиентов. 

Продавать. Если у вас достаточно известный и популярный бренд, то люди, лояльные к вам, захотят его купить. Не обязательно быть известными на всю страну, вашему заведению достаточно быть популярным местом для города, где вы работаете. 

Еще можно начать продавать мерч с привязкой к событиям. В моей кофейне мы впервые начали это делать накануне праздников: сделали подарочные боксы на День святого Валентина, 23 Февраля и 8 Марта. Гости, которые не успевали купить подарки близким, могли просто зайти за кофе и прихватить с собой уже готовую коробочку с подарком. 

Если переживаете, что ваша компания пока не очень известная, рекомендую первое время делать акцент на смыслах, которые будут понятны и интересны большинству. Пусть это будет толстовка, на которой будет написано слово, скажем, «Зануда», а на спине будет ваш логотип. Здесь мы на первое место ставим креатив, а уже на второе — рекламу бренда. Такую вещь могут захотеть купить не только ваши клиенты, и так аудитория расширится. 

В своей кофейне я выпускала толстовку с надписью «Оптимист» в коллаборации с известным брендом одежды. Как можно заметить, логотипы не сразу бросаются в глаза, здесь на первом месте — надпись и смысл.
В своей кофейне я выпускала толстовку с надписью «Оптимист» в коллаборации с известным брендом одежды. Как можно заметить, логотипы не сразу бросаются в глаза, здесь на первом месте — надпись и смысл.

Правила хорошего мерча: как сделать его эффективным

Отражайте через мерч ценности бренда и клиента

Мерч как корпоративный сувенир — это ходячая реклама. Поэтому основная задача — сделать мерч таким, чтобы его хотели использовать в повседневной жизни. Он должен отражать ценности ваших клиентов, которые в свою очередь разделяют ценности вашей компании. 

Например, у вас вегетарианское кафе и вы продвигаете экологичный подход ведения бизнеса, заботитесь об окружающей среде — вы выпускаете шоперы, изготовленные из переработанных материалов, которые позволяют клиентам сократить использование пластиковых пакетов. Еще можно подарить многоразовый стакан, чтобы гость мог приходить с ним за кофе и брать напиток с собой. Так вы получаете отклик определенной целевой аудитории. 

5 ошибок при запуске системы лояльности

Добавляйте больше креатива

Ценности нужно отражать не только с помощью дизайна, надписей и логотипа — здесь работает комплексный подход к идее. Недавно мне попался очень крутой мерч в баре, в котором я была. Они делают подарочные коробки с алкогольным мармеладом. Этот мармелад отражает вкус напитков, которые готовят в баре. Если гостю, который купил такую коробку, понравится мармелад, потом он вернется, чтобы попробовать этот напиток, — подход креативный и привлекательный. 

Не упирайтесь только в стандартные наборы мерча. Термокружка — это здорово, но так делают многие. Лучше придумайте что-то, что останется в памяти вашего гостя, вызовет эмоции. Стандартный календарь, скорее всего, просто выбросят, если не пользуются таким дома или на работе. Многие люди не используют бумажные блокноты, а записывают свои дела или заметки в телефон или ноутбук. Постарайтесь предложить вещь, которой человек действительно будет пользоваться долгое время. 

Например, свеча для дома будет гореть не один день, и ваш гость, когда будет зажигать ее, вспомнит о вашем заведении не раз. Еще хорошей идеей будет подарить брендированный пауэрбанк — он прослужит владельцу несколько лет, такой предмет просто приятно получить в подарок, ведь, мне кажется, мало кто покупает его себе самостоятельно. Устройство для подзарядки телефона, скорее всего, будет часто на виду у его обладателя, как и сам телефон. Из этого примера выходит следующее правило полезного мерча.

Делайте вещи, которые всегда будут на виду

Например, подарите гостям набор фирменных соусов или масел для готовки с вашим логотипом, которые будут красиво смотреться на кухне, а еще и простоят там долгое время. При этом логотип бренда на мерче должен быть читаемым. Если логотип нанесен только где-то на задней стороне набора — это плохой мерч. 

Передо мной лежит ежедневник, который мне подарила одна компания. Реклама бренда расположена внутри, то есть ее вижу только я, когда открываю блокнот. В этом случае ходячей рекламой я не являюсь, даже если часто достаю ежедневник, когда работаю вне дома или офиса. Я не транслирую окружающим, что на мой взгляд этот бренд сделал классную вещь. 

Гораздо выигрышнее было бы разместить на ежедневнике креативную надпись с логотипом. Это привлекло бы внимание других людей, надпись захотелось бы прочитать, а еще они бы, возможно, запомнили бренд. Например, если бы это был планер кофейни, можно было бы написать: «Кофе помогает мне выполнять планы быстрее», а рядом — логотип. 

Меняйте ассортимент в зависимости от сезона

Привязывать к сезону необязательно, но так вещи будут актуальны для тех, кто их носит, в зависимости от времени года. Допустим, вы сделали только теплые брендированные свитера — летом этот мерч, скорее всего, пролежит у его владельца в шкафу. В теплые сезоны лучше выпустить футболки. 

Создавайте мерч, который будет напоминать клиенту о заведении

Советую добавить в линейку мерча вещи для дома и косметику. К примеру, в моей кофейне мы продаем не только чай, кофе в подарочной упаковке и термокружки, мы создали косметику для дома: бомбочки для ванн, баттеры для тела, свечи. Ароматы этой продукции напоминают гостю о кофе и десертах, пока он отдыхает дома, пользуется уходовой косметикой и зажигает свечи для уюта. Эти вещи напоминают ему о нас, об атмосфере, ароматах и приятном времени, которое он проводит в кофейне, и ему хочется к нам вернуться. 

Свечи, которые мы выпустили в кофейне
Свечи, которые мы выпустили в кофейне

Выпускайте что-то новое регулярно

Если вы всё время делаете только футболки, в конечном итоге ваши постоянные клиенты, которые готовы их носить, уже не захотят вторую или третью. Для разнообразия советую делать коллаборации с другими брендами. 

Не заказывайте сразу большие партии нового мерча

Сначала на небольшом количестве проверьте, к какому виду мерча у гостей будет больший интерес, в какую сторону следует двигаться: скажем, выпускать больше одежды или больше косметики. У каждого заведения своя целевая аудитория, и опыт с мерчем у всех будет уникальный. Важно понять, чего хотят именно ваши гости: что вызывает отклик, что выкладывают в соцсети, отмечая аккаунт заведения. 

Эмоциональный маркетинг — зачем кафе, барам и ресторанам соцсети

Что бы вы ни выпускали, всегда делайте упор на качество. Некачественный мерч не приносит радости, человек его просто выбросит, и у него может сложится ощущение, что на нем как на госте сэкономили — это неприятно и лояльность совсем не повышает. 

Делайте розыгрыши как можно чаще

Обычно аудитория очень активно реагирует на розыгрыши — многих манит возможность получить что-то бесплатно. Придумывайте нестандартные ходы: например, мы в кофейне разыгрывали две огромных коробки с мороженым, потому что закончился осенний сезон, после которого мы убираем мороженое из ассортимента. Отклик был бешеный. 

Польза розыгрышей в том, что параллельно люди привыкают к каким-то видам вашей продукции. Они знают, что если даже не выиграют эту вещь, но она им нравится, они смогут ее купить. А те, кто уже выиграл какой-то предмет мерча, могут в будущем захотеть получить его еще раз — и купят его. Например, человеку в подарок досталась свечка, ему понравился ее запах, текстура — он уже знает, что у вас можно будет купить новую, когда эта закончится. 

Главное, рассчитывайте бюджет на мерч и подарки. Это должно в любом случае окупаться и не приносить убытки. Бюджет подарка не должен превышать бюджет чистой прибыли, которую вы получаете. Скажем, нехорошо, если вы делаете подарок на 1000 рублей, когда средний чек у вас — 200 рублей. Определите пропорцию между стоимостью подарка и ценностью клиента для вашей компании, насколько дорогие подарки вы хотите дарить, насколько это экономически оправдано.

Попробуйте Маркет для общепита бесплатно

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи