Чек-лист для будущих франчайзи: что важно проверить и знать — Контур.Маркет

Чек-лист для франчайзи перед покупкой бизнеса

24 ноября 2023

Решив купить франшизу, предприниматель выбирает подходящий тип бизнеса, затем анализирует информацию о выбранной компании, а перед покупкой уточняет у франчайзера детали о старте и бизнес-процессах. В чек-листе по проверке франшизы может быть сколько угодно пунктов. Они зависят от ожиданий будущего франчайзи и его готовности рисковать. Но есть три пункта, которые нельзя игнорировать ни в коем случае, о них и расскажем.

Убедиться, что товарный знак зарегистрирован

Купить франшизу — значит получить право на использование как минимум ее товарного знака, зарегистрированного на вид деятельности, которым планирует заниматься франчайзи. Как максимум — на использование технологии производства и обучающих инструкций по бизнес-процессам и программному обеспечению. Если будущий франчайзи обнаруживает, что товарный знак франшизы не зарегистрирован, то и покупать нечего. Дождитесь, когда это произойдет.

Реальный случай: конкурент пытался увести товарный знак проектаПроверить регистрацию товарного знака можно с помощью ссылок, размещенных на сайте Роспатента. Вот некоторые из них:

  • бюллетени Федерального института промышленной собственности (ФИПС);
  • открытые реестры ФИПС;
  • международная система TMview для поиска информации о товарных знаках РФ и других стран. 

Будущему франчайзи нужно проверить не только факт регистрации товарного знака, но и вид деятельности, под который этот знак зарегистрирован по Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ). Например, чебуречная зарегистрирована в классе «строительство и ремонт квартир», значит, будущий франчайзи не сможет использовать товарный знак этой чебуречной для оказания услуг общественного питания.

Провести юридическую проверку

Узнайте об участии компании-франчайзера в судебных спорах с поставщиками, франчайзи или другими партнерами. Сам факт участия в суде — не причина отказываться от покупки франшизы. Изучите решения, которые вынес суд. Возможно, компания была права в споре, и риска для вас нет.

Чем отличаются франшизы в разных сферах бизнесаИсторию тяжб франчайзера смотрите в картотеке судебных дел. Например, можно узнать о том, что франчайзи взыскал по суду паушальный взнос за то, что франчайзер нарушил условия договора коммерческой концессии. 

Франшиза
Для примера ввели в поисковую строку ИНН франшизы «Пятёрочки» ООО «Агроторг». За неполный 2023 год нашлось 508 судебных дел.

Проверить судебную историю можно самому, но помощь юриста всё-таки понадобится, чтобы проверить договор коммерческой концессии. Это основной документ, который регулирует отношения между франчайзи и управляющей компанией. 

Обязательный предмет договора — наличие товарного знака. К необязательным относится право на логотип, брендбук, коммерческую информацию, правила работы с клиентами, на доступ к CRM-системам и даже на использование персонажей или фото.

Что нужно знать о договоре коммерческой концессии

Узнать про кассу и программное обеспечение

Когда будете выяснять, что входит в пакет для запуска бизнеса по франшизе, уделите особое внимание технике и ПО. Франчайзер может рекомендовать конкретные модели онлайн-касс, учетную программу, CRM-систему и другое. За счет централизованной работы с ПО управляющей компании проще контролировать выручку, остатки и другие показатели своих франчайзи. 

Например, чебуречная «ЧебурекМи» включает во франчпакет кассу, CRM-систему, сайт и приложение для клиентов, где можно сделать предзаказ. А пекарня «Машенькины пироги» не предлагает франчайзи кассу для продаж в торговой точке, зато в пакет входит интернет-магазин, мобильное приложение и облачная телефония. 

«ЧебурекМи»: как устроена работа федеральной сети чебуречныхФранчайзи удобнее приобрести бизнес с готовым техническим решением. Выбирать и покупать его самостоятельно сложно, потому что нужно учесть все требования законодательства, в том числе Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ, который регулирует расчеты с клиентами.

Обязанности и права франчайзи

Франчайзи важно заранее знать, какие задачи будут лежать на нем, а какие — на управляющей компании. Это нужно, чтобы оценить, подходят ли партнеры друг другу. Например, предприниматель ничего не знает о выборе локации для розничного магазина и рассчитывает, что управляющая компания ему в этом поможет. Если франшиза не оказывает такую поддержку, значит, предпринимателю нужно искать другую франшизу.
Что делает будущий франчайзи:

  • Оценивает свои возможности, время, компетенции, навыки, опыт. После ревизии своих ресурсов он понимает, какой продукт ему подходит.
  • Сопоставляет свои ресурсы с задачами, которые ему предстоит решать после покупки франшизы.
  • Соотносит свои ресурсы с тем, какие задачи берет на себя управляющая компания. Возможно, она готова компенсировать своими ресурсами отсутствие опыта у покупателя франшизы.

Например, на франчайзи могут лечь такие задачи: утверждать ассортимент, продавать товары только согласованных поставщиков, давать доступ к системе видеонаблюдения, нести ответственность перед третьими лицами и регулярно сдавать отчеты. А франчайзер может взять на себя единый колл-центр, ремонт оборудования, обучение персонала и другие задачи… Набор прав и обязанностей разный, он зависит от сферы бизнеса и условий покупки конкретной франшизы. 

Главное — оценить себя как партнера, примерить на себя будущие обязанности и соотнести их с обязательствами франшизы.

Как еще подготовиться франчайзи к ведению бизнеса 

Представим, что предприниматель уже выбрал франшизу и собирается ее купить. Путь будущего франчайзи можно разделить на несколько этапов. 

Расчеты. Предприниматель изучает финансовую модель своего будущего бизнеса. Хорошо, если франчайзер предоставляет финмодель. Новичок может взять готовые цифры и применить их к своим реалиям: особенностям региона, города, локации, конкурентной среды.

Как предпринимателю управлять рисками

Посчитайте, сколько денег понадобится помимо той суммы, что отдадите за франшизу. Например, предусмотрите расходы на аренду, коммунальные платежи, зарплату и остальное. Составьте пессимистичную и реалистичную финмодель, чтобы понимать, какие потери можете понести, если что-то пойдет не так. 

Юридическое оформление покупки. Договор коммерческой концессии может заключить и юрлицо, и индивидуальный предприниматель. Документ регистрируют в Роспатенте, заплатив госпошлину в размере 10 360 рублей. Если франчайзи получает право на несколько товарных знаков, то пошлина увеличивается на 8050 рублей за каждый. О договоре коммерческой концессии говорится в статье 1027 Гражданского кодекса РФ, о размере госпошлины — в статье 31 Приказа Минэкономразвития РФ от 10.06.2016 № 371.

Как выбрать франшизу

Заключив договор, франчайзи получает от управляющей компании весь пакет документов. Например, брендбук, инструкции, чек-листы или акты выполненных работ. 

Обучение. Перед запуском магазина, кафе или парикмахерской франчайзи осваивает стандарты компании и получает инструменты, с помощью которых их можно соблюдать. Например, сеть салонов услуг для животных GROOM помогает обучать мастеров по грумингу, а франшиза «Полиглотики» — готовить преподавателей для своей сети детских языковых центров.

Как франшизе удается выдерживать стандарты в 170 точках и обходиться без бухгалтераХорошо, если в рамках обучения франчайзи предлагают узнать о работе с кассой, учетной программой и другими инструментами продаж и управления бизнесом. Иначе осваивать технику и софт придется самостоятельно. 

Строительство. У каждой франчайзинговой сети есть четкие стандарты, как должно выглядеть торговое помещение, входная группа и зоны обслуживания клиентов. Чтобы соблюсти требования, франчайзи делает ремонт. Для этого существует брендбук, дизайнерский и инженерный проекты, их предоставляет управляющая компания в рамках договора. 

Вам повезло, если инженерные, строительные и отделочные работы франшиза берет на себя. Если такие услуги не предусмотрены договором, получите у франчайзера чек-лист открытия. Он поможет выполнять работы по плану и по стандарту. 

Топ‐7 ошибок начинающих франчайзиСтарт. Франчайзи заинтересован в том, чтобы о его новой точке узнало как можно больше потенциальных клиентов. Управляющая компания хочет того же, потому что успешный филиал принесет больше прибыли. Поэтому на старте франчайзеру, как правило, помогают с рекламой и продвижением. Если ваш договор этого не предусматривает, выделите бюджет на рекламу и спланируйте, в каких каналах будете ее размещать. Сами инструменты зависят от типа бизнеса: листовки, онлайн-баннеры, соцсети, карты в Яндексе и 2ГИС, рассылки или что-то иное.

Какую франшизу лучше купить в 2023–24 годахСопровождение и контроль. Хорошая управляющая компания имеет систему поддержки своих франчайзи. Например, консультирует по операционным вопросам, помогает анализировать показатели и развивать ассортимент исходя из меняющейся конкурентной среды. Финансовый результат франчайзи — основная цель сети, поэтому она содействует и правильному ценообразованию, и продвижению бренда, и оптимизации процессов. Контроль следует воспринимать как элемент сопровождения. Управляющая компания имеет значительный опыт ошибок и их исправления, контроль нужен для того, чтобы помочь франчайзи их не совершить, вовремя заметить отклонения, дать полезные и конструктивные рекомендации.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи