Роспотребнадзор следит за тем, чтобы продавцы правильно оформляли ценники, а в случае ошибки может назначить штраф в несколько десятков тысяч рублей. Помогаем бизнесу из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей разобраться правилами оформлениями ценников, чтобы не получить штраф.
Для чего нужны ценники
Ценник — это карточка с названием и стоимостью продукции, которая размещается рядом с товаром на полке магазина. Ценники информируют покупателя о том, на каких условиях он может приобрести выставленный на витрине товар. При этом товар может быть любым: продукты питания, одежда, техника, бытовая химия, мебель, украшения, лекарства и многое другое.
С точки зрения гражданского законодательства приклеенный на продукцию ценник считается публичной офертой. Публичная оферта — это предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого следует воля лица заключить договор с любым, кто на него откликнется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Через ценник магазин информирует покупателей об условиях купли-продажи конкретного товара. Если клиента устраивают условия, он соглашается на предложение магазина и совершает сделку — берет товар и оплачивает на кассе.

Правила оформления ценников
Требования к оформлению ценников установлены в следующий нормативных актах:
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»,
- Постановление Правительства от 31.12.2020 № 2463,
- разъяснения Роспотребнадзора.
В октябре 2022 года в состав России вошли четыре новых субъекта: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области. Присоединение регионов оформлено четырьмя федеральными конституционными законами. В статье 4 каждого из документов говорится, что на территории присоединенного субъекта действует российское законодательство. В статье 31 федеральных конституционных законов сказано, что отношения в сфере организации торговли, услуг, общественного питания могут регулироваться нормативными актами субъекта, которые принимаются по согласованию с федеральными властями.
Сейчас отдельных нормативных актов для сферы торговли и защиты прав потребителей в новых регионах не принято. Это значит, что бизнесу на новых территориях нужно ориентироваться на федеральное законодательство, в том числе в вопросах, касающихся ценников. В новых субъектах уже созданы региональные управления Роспотребнадзора, которые следят за исполнением требований в сфере защиты прав потребителей.
Общие требования
Главное требование — ценник должен быть. Нельзя выставить товар без указания цены. Если такая ситуация возникла, нужно немедленно сделать ценник, либо убрать товар с полки для продажи. Иначе у покупателя есть все основания, чтобы пожаловаться в Роспотребнадзор.
У ценника два обязательных реквизита (п. 3 Постановления № 2463):
Наименование продукции. Название должно быть полным, чтобы покупатель точно понимал, к какому товару относится ценник. Например, если на полке лежит несколько разных видов хлеба от разных производителей, а на ценниках просто написано «хлеб», это точно запутает покупателя. Правильнее написать разновидность продукта с указанием производителя и граммовки: «Хлеб бородинский «Хлебная долина», 300 гр.», «Батон нарезной к завтраку, 330 гр.».
Цена. Ее указывают за единицу товара или за единицу измерения товара: штуку, коробку, вес, длину. Без указания единиц измерения цена для покупателя будет непонятной. Например, на прилавке лежит авокадо с указанием цены 100 рублей. Это может быть стоимость одной штуки или за 100 граммов продукта. Или на витрине в кондитерской стоит большое пирожное, порезанное на куски. 150 рублей — это цена за один кусок или за 100 граммов, и стоимость будет рассчитываться в зависимости от веса порции пирожного?

Иногда на ценниках молочной продукции можно встретить пометку «Без заменителя молочного жира». Дело в том, что продавцы должны визуально отделять такие продукты от других и оформлять соответствующую информационную табличку (п. 37 постановления № 2463). Не обязательно прописывать сведения на ценнике молочки, но и нарушением это считаться не будет, ведь так покупателю даже удобнее.
Рекомендации к оформлению ценников также прописаны в письме Роскомторга от 13.03.1995 № 1-304/32-2. Акт старый, но действует до сих пор. Продавцам рекомендуют указывать на ценниках следующие реквизиты:
- для весовых товаров — наименование, сорт, цену за килограмм или сто граммов;
- для товаров, продаваемых в розлив, — наименование, цену за единицу емкости или отвеса;
- для штучных товаров и напитков в банках, коробках, пакетах — наименование, емкость или вес, цену за фасовку.
Что касается оформления ценников, то в законе нет требований к их внешнему виду — цвету, шрифту, формату. Раньше постановление Правительства 19.01.1998 № 55 обязывало продавцов оформлять ценники единообразно и четко. Но с 2021 года документ утратил силу, и правило отменилось. Теперь магазин может часть ценников напечатать, некоторые написать от руки, другие написать на грифельной доске у входа. Электронные ценники тоже допускаются. Главное, чтобы покупатели не путались — им должно быть легко разобраться в том, что и сколько стоит.
Еще несколько правил, которые стоит учесть при оформлении ценников:
Цена написана в рублях. Такое требование есть в абз. 4 п. 2 ст. ст. 10 закона о «Защите прав потребителей».
Цена указана правильная. Если на ценнике написана одна стоимость, а на кассе с покупателя берут больше денег, он может потребовать продать товар по цене, указанной в торговом зале. При этом аргумент о том, что фактическая цена изменилась, просто продавцы не успели поменять ценники, не сработает. Если покупатель заметил разницу уже после покупки, придется вернуть ему уплаченные сверх ценника деньги (информация Роспотребнадзора от 03.02.2021). В противном случае магазину грозит жалоба в надзорную инстанцию и штраф.
Как сделать переоценку и обновить ценники
Написана полная стоимость товара. Даже если товар можно купить в рассрочку или в кредит, нельзя написать на ценнике только сумму ежемесячной платы.
Цена одинаковая для всех способов оплаты. Нельзя устанавливать разную стоимость на один и тот же товар при оплате наличкой, картой или по QR-коду (п. 4 ст. 16.1 закона «О защите прав потребителя»). Даже если магазин тратится на кассовое обслуживание и эквайринг, это не проблема клиента — он всегда платит одну сумму, а как, не важно.
НДС в ценнике не выделен. НДС обязательно прописывается в чеке, который продавец выдает клиенту после покупки. Но в ценнике информация об НДС для покупателя никакой роли не играет, поэтому указывать ее не надо (письмо Минфина от 14.09.2017 № 03-07-14/59129).
Иногда на ценнике можно встретить сразу две цены. Например, когда указывают стоимость по скидочной карте и без нее. Или в рамках акции, когда при покупке нескольких штук товара цена ниже. Такой вариант допускается.
Пример из судебной практики
Роспотребнадзор проверил торговую сеть «Лента» и обнаружил, что на ценнике указано две цены: по карте и без карты. При этом на некоторых ценниках более высокая стоимость перечеркнута, а более низкая выделена большим шрифтом. Регулятор посчитал это нарушениями оштрафовал «Ленту» на 15 тысяч рублей. Компания же оспорила штраф в суде и выиграла. Суд указал, закон не запрещает писать стоимость с учетом скидки. При этом дисконтную карту может оформить любой посетитель магазина. По мнению суда, такое оформление ценников не является указанием двух цен за единицу товара и не нарушает права потребителей (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.02.2018 по делу № А56-25249/2017).
Требования к отдельным категориям товаров
Для ценников по некоторым категориям товаров есть дополнительные требования:
Продукция на развес. Если продавец фасует товар на развес до продажи, на упаковке кроме наименования пишут цену за единицу измерения, вес товара, цену отвеса, дату фасовки и срок годности. При этом брать с покупателей дополнительные деньги за тару нельзя (п. 35, 36 Постановления № 2463).
Верно ли вы оформляете ценники?
Ювелирные украшения. Изделия из драгоценных камней и металлов снабжают опломбированными ярлыками. Помимо цены и наименования они должны содержать сведения (п. 48 Постановления № 2463):
- об изготовителе или импортере;
- артикуле и модели;
- общем весе изделия;
- наименовании драгметалла и его пробе;
- наименовании, весе, форме огранки, качественно-цветовых характеристиках вставок драгоценных камней;
- выставках не из драгоценных камней.
Для бывших в употреблении украшений нужна соответствующая пометка на ярлыке.
Безрецептурные лекарства. На ценнике должны быть наименование, дозировка, количество доз в упаковке, страна производителя, срок годности (приказ Минздрава от 31.08.2016 № 647Н).
Оружие и патроны. На ярлыках в торговых залах указывают наименование, марку, модель, цену, а также краткие аннотации с основными техническими характеристиками товара (п. 8.3 постановления Правительства от 21.06.1998 № 814).
Как сделать ценники
Маленькие магазины могут оформлять ценники вручную — писать ручкой или распечатывать из электронной таблицы. Но если товарных позиций много, а цены часто меняются, лучше использовать сервис учета товаров, например, Контур.Маркет. Автоматизация процесса работы с ценниками поможет вовремя их обновлять, а значит, избежать штрафов от Роспотребнадзора и недовольных клиентов.
Чтобы напечатать ценники в Маркете, достаточно перейти в раздел «Товары» → «Товары и услуги», установить галочки около нужных позиций в общем списке и нажать «Напечатать» → «Ценники». Это позволит сделать ценники сразу для большого числа товаров. Для удобства можно отсортировать только те позиции, у которых недавно изменилась стоимость. Для ценников подойдет как обычная бумага формата А4, так и лента этикеток.
По умолчанию формат ценников в Маркете соответствует требованиям закона — в нем будут все нужные реквизиты. По желанию можно добавить дополнительную информацию: страну и название производителя, артикул, название своей организации, дату печати ценника, штрихкод.

Штрафы за неправильные ценники
Оформление ценников не по правилам может обернуться для бизнеса на новых территориях штрафом. Закон предусматривает следующие виды наказаний:
- За отсутствие ценников (ст. 14.15 КоАП РФ). Для ИП — предупреждение или штраф от 1 000 рублей до 3 000 рублей, для юрлиц — предупреждение или штраф от 10 тысяч рублей до 30 тысяч рублей.
- За разную цену при разных способах оплаты (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ). Для ИП штраф от 15 до 30 тысяч рублей, для юрлиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
- За расхождение цены в ценнике и на кассе (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ). Для ИП штраф составит от 10 тысяч рублей до 30 тысяч рублей, для организаций — от 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.
- За неправильную информацию на ценнике (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ). Для ИП штраф составит от 12 тысяч рублей до 20 тысяч рублей, для организаций — от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.
Например, по этому составу Роспотребнадзор на 50 тысяч рублей оштрафовал магазин. Причиной стало то, что на ценнике к пуаре продавец указал «медовуха», а на ценнике к бутылке с плодовой алкогольной продукцией — «фруктовое вино». Оспорить наказание магазину не удалось (постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2023 по делу № А82-8419/2022).
Создавать ценники удобно в учетной системе Контур.Маркет. Он подходит магазинам, кафе, ресторанам, салонам красоты и прочим предприятиям сферы услуг.
Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно
Вам могут быть полезны другие статьи о требованиях законодательства к бизнесу на новых территориях:
- Как бизнесу получить вычет на покупку кассы в 2024–2025 годах
- Особенности применения онлайн-касс на новых территориях
- Какие штрафы будут за нарушение 54‑ФЗ для бизнеса на новых территориях?
- Требования к кассовым чекам на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
- Переход на онлайн-кассы в ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонской области
- Что нужно знать о фискальных накопителях бизнесу в новых регионах России
- Как зарегистрировать кассу в ФНС: пошаговая инструкция для новых территорий
Поможем выбрать кассу, настроить рабочее место и торговать по закону без сюрпризов: учет, касса, ЕГАИС, Честный знак, «Меркурий».
Поможем выбрать кассу, настроить рабочее место и торговать по закону без сюрпризов: учет, касса, ЕГАИС, Честный знак, «Меркурий».