Как бизнесу на новых территориях оформить ценники на товары, чтобы не получить штраф — Контур.Маркет Баннер

Как бизнесу на новых территориях оформить ценники на товары

Обновлено 2 марта 2025

Роспотребнадзор следит за тем, чтобы продавцы правильно оформляли ценники, а в случае ошибки может назначить штраф в несколько десятков тысяч рублей. Помогаем бизнесу из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей разобраться правилами оформлениями ценников, чтобы не получить штраф.

Для чего нужны ценники

Ценник — это карточка с названием и стоимостью продукции, которая размещается рядом с товаром на полке магазина. Ценники информируют покупателя о том, на каких условиях он может приобрести выставленный на витрине товар. При этом товар может быть любым: продукты питания, одежда, техника, бытовая химия, мебель, украшения, лекарства и многое другое.

С точки зрения гражданского законодательства приклеенный на продукцию ценник считается публичной офертой. Публичная оферта — это предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого следует воля лица заключить договор с любым, кто на него откликнется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Через ценник магазин информирует покупателей об условиях купли-продажи конкретного товара. Если клиента устраивают условия, он соглашается на предложение магазина и совершает сделку — берет товар и оплачивает на кассе.

Должно быть понятно, к какому товару относится ценник. На фото не самый удачный вариант — покупателю приходится соотносить надписи на ценниках с разложенными ниже товарами.

Правила оформления ценников

Требования к оформлению ценников установлены в следующий нормативных актах:

В октябре 2022 года в состав России вошли четыре новых субъекта: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области. Присоединение регионов оформлено четырьмя федеральными конституционными законами. В статье 4 каждого из документов говорится, что на территории присоединенного субъекта действует российское законодательство. В статье 31 федеральных конституционных законов сказано, что отношения в сфере организации торговли, услуг, общественного питания могут регулироваться нормативными актами субъекта, которые принимаются по согласованию с федеральными властями.

Сейчас отдельных нормативных актов для сферы торговли и защиты прав потребителей в новых регионах не принято. Это значит, что бизнесу на новых территориях нужно ориентироваться на федеральное законодательство, в том числе в вопросах, касающихся ценников. В новых субъектах уже созданы региональные управления Роспотребнадзора, которые следят за исполнением требований в сфере защиты прав потребителей.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Общие требования

Главное требование — ценник должен быть. Нельзя выставить товар без указания цены. Если такая ситуация возникла, нужно немедленно сделать ценник, либо убрать товар с полки для продажи. Иначе у покупателя есть все основания, чтобы пожаловаться в Роспотребнадзор.

У ценника два обязательных реквизита (п. 3 Постановления № 2463):

Наименование продукции. Название должно быть полным, чтобы покупатель точно понимал, к какому товару относится ценник. Например, если на полке лежит несколько разных видов хлеба от разных производителей, а на ценниках просто написано «хлеб», это точно запутает покупателя. Правильнее написать разновидность продукта с указанием производителя и граммовки: «Хлеб бородинский «Хлебная долина», 300 гр.», «Батон нарезной к завтраку, 330 гр.».

Цена. Ее указывают за единицу товара или за единицу измерения товара: штуку, коробку, вес, длину. Без указания единиц измерения цена для покупателя будет непонятной. Например, на прилавке лежит авокадо с указанием цены 100 рублей. Это может быть стоимость одной штуки или за 100 граммов продукта. Или на витрине в кондитерской стоит большое пирожное, порезанное на куски. 150 рублей — это цена за один кусок или за 100 граммов, и стоимость будет рассчитываться в зависимости от веса порции пирожного?

Ценники можно оформить на бумаге, пластике или другом материале. Главное, чтобы покупатель понял, к какому товару относится цена.

Иногда на ценниках молочной продукции можно встретить пометку «Без заменителя молочного жира». Дело в том, что продавцы должны визуально отделять такие продукты от других и оформлять соответствующую информационную табличку (п. 37 постановления № 2463). Не обязательно прописывать сведения на ценнике молочки, но и нарушением это считаться не будет, ведь так покупателю даже удобнее.  

Рекомендации к оформлению ценников также прописаны в письме Роскомторга от 13.03.1995 № 1-304/32-2. Акт старый, но действует до сих пор. Продавцам рекомендуют указывать на ценниках следующие реквизиты:

  • для весовых товаров — наименование, сорт, цену за килограмм или сто граммов;
  • для товаров, продаваемых в розлив, — наименование, цену за единицу емкости или отвеса;
  • для штучных товаров и напитков в банках, коробках, пакетах — наименование, емкость или вес, цену за фасовку.

Что касается оформления ценников, то в законе нет требований к их внешнему виду — цвету, шрифту, формату. Раньше постановление Правительства 19.01.1998 № 55 обязывало продавцов оформлять ценники единообразно и четко. Но с 2021 года документ утратил силу, и правило отменилось. Теперь магазин может часть ценников напечатать, некоторые написать от руки, другие написать на грифельной доске у входа. Электронные ценники тоже допускаются. Главное, чтобы покупатели не путались — им должно быть легко разобраться в том, что и сколько стоит.

Еще несколько правил, которые стоит учесть при оформлении ценников:

Цена написана в рублях. Такое требование есть в абз. 4 п. 2 ст. ст. 10 закона о «Защите прав потребителей».

Цена указана правильная. Если на ценнике написана одна стоимость, а на кассе с покупателя берут больше денег, он может потребовать продать товар по цене, указанной в торговом зале. При этом аргумент о том, что фактическая цена изменилась, просто продавцы не успели поменять ценники, не сработает. Если покупатель заметил разницу уже после покупки, придется вернуть ему уплаченные сверх ценника деньги (информация Роспотребнадзора от 03.02.2021). В противном случае магазину грозит жалоба в надзорную инстанцию и штраф.

Как сделать переоценку и обновить ценники

Написана полная стоимость товара. Даже если товар можно купить в рассрочку или в кредит, нельзя написать на ценнике только сумму ежемесячной платы.

Цена одинаковая для всех способов оплаты. Нельзя устанавливать разную стоимость на один и тот же товар при оплате наличкой, картой или по QR-коду (п. 4 ст. 16.1 закона «О защите прав потребителя»). Даже если магазин тратится на кассовое обслуживание и эквайринг, это не проблема клиента — он всегда платит одну сумму, а как, не важно. 

НДС в ценнике не выделен. НДС обязательно прописывается в чеке, который продавец выдает клиенту после покупки. Но в ценнике информация об НДС для покупателя никакой роли не играет, поэтому указывать ее не надо (письмо Минфина от 14.09.2017 № 03-07-14/59129).

Иногда на ценнике можно встретить сразу две цены. Например, когда указывают стоимость по скидочной карте и без нее. Или в рамках акции, когда при покупке нескольких штук товара цена ниже. Такой вариант допускается.

Пример из судебной практики

Роспотребнадзор проверил торговую сеть «Лента» и обнаружил, что на ценнике указано две цены: по карте и без карты. При этом на некоторых ценниках более высокая стоимость перечеркнута, а более низкая выделена большим шрифтом. Регулятор посчитал это нарушениями оштрафовал «Ленту» на 15 тысяч рублей. Компания же оспорила штраф в суде и выиграла. Суд указал, закон не запрещает ​​писать стоимость с учетом скидки. При этом дисконтную карту может оформить любой посетитель магазина. По мнению суда, такое оформление ценников не является указанием двух цен за единицу товара и не нарушает права потребителей (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.02.2018 по делу № А56-25249/2017).

Требования к отдельным категориям товаров

Для ценников по некоторым категориям товаров есть дополнительные требования:

Продукция на развес. Если продавец фасует товар на развес до продажи, на упаковке кроме наименования пишут цену за единицу измерения, вес товара, цену отвеса, дату фасовки и срок годности. При этом брать с покупателей дополнительные деньги за тару нельзя (п. 35, 36 Постановления № 2463).

Верно ли вы оформляете ценники?

Ювелирные украшения. Изделия из драгоценных камней и металлов снабжают опломбированными ярлыками. Помимо цены и наименования они должны содержать сведения (п. 48 Постановления № 2463):

  • об изготовителе или импортере;
  • артикуле и модели;
  • общем весе изделия;
  • наименовании драгметалла и его пробе;
  • наименовании, весе, форме огранки, качественно-цветовых характеристиках вставок драгоценных камней;
  • выставках не из драгоценных камней.

Для бывших в употреблении украшений нужна соответствующая пометка на ярлыке.

Безрецептурные лекарства. На ценнике должны быть наименование, дозировка, количество доз в упаковке, страна производителя, срок годности (приказ Минздрава от 31.08.2016 № 647Н).

Оружие и патроны. На ярлыках в торговых залах указывают наименование, марку, модель, цену, а также краткие аннотации с основными техническими характеристиками товара (п. 8.3 постановления Правительства от 21.06.1998 № 814).

Как сделать ценники

Маленькие магазины могут оформлять ценники вручную — писать ручкой или распечатывать из электронной таблицы. Но если товарных позиций много, а цены часто меняются, лучше использовать сервис учета товаров, например, Контур.Маркет. Автоматизация процесса работы с ценниками поможет вовремя их обновлять, а значит, избежать штрафов от Роспотребнадзора и недовольных клиентов.

Чтобы напечатать ценники в Маркете, достаточно перейти в раздел «Товары» → «Товары и услуги», установить галочки около нужных позиций в общем списке и нажать «Напечатать» → «Ценники». Это позволит сделать ценники сразу для большого числа товаров. Для удобства можно отсортировать только те позиции, у которых недавно изменилась стоимость. Для ценников подойдет как обычная бумага формата А4, так и лента этикеток.

По умолчанию формат ценников в Маркете соответствует требованиям закона — в нем будут все нужные реквизиты. По желанию можно добавить дополнительную информацию: страну и название производителя, артикул, название своей организации, дату печати ценника, штрихкод.

В Контур.Маркете можно настроить содержание ценника: менять размер шрифта для цены, добавлять производителя и другие подробности о товаре.

Штрафы за неправильные ценники

Оформление ценников не по правилам может обернуться для бизнеса на новых территориях штрафом. Закон предусматривает следующие виды наказаний:

  • За отсутствие ценников (ст. 14.15 КоАП РФ). Для ИП — предупреждение или штраф от 1 000 рублей до 3 000 рублей, для юрлиц — предупреждение или штраф от 10 тысяч рублей до 30 тысяч рублей.
  • За разную цену при разных способах оплаты (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ). Для ИП штраф от 15 до 30 тысяч рублей, для юрлиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
  • За расхождение цены в ценнике и на кассе (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ). Для ИП штраф составит от 10 тысяч рублей до 30 тысяч рублей, для организаций — от 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.
  • За неправильную информацию на ценнике (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ). Для ИП штраф составит от 12 тысяч рублей до 20 тысяч рублей, для организаций — от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

Например, по этому составу Роспотребнадзор на 50 тысяч рублей оштрафовал магазин. Причиной стало то, что на ценнике к пуаре продавец указал «медовуха», а на ценнике к бутылке с плодовой алкогольной продукцией — «фруктовое вино». Оспорить наказание магазину не удалось (постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2023 по делу № А82-8419/2022).

Создавать ценники удобно в учетной системе Контур.Маркет. Он подходит магазинам, кафе, ресторанам, салонам красоты и прочим предприятиям сферы услуг. 

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Вам могут быть полезны другие статьи о требованиях законодательства к бизнесу на новых территориях:

Маркет

Поможем выбрать кассу, настроить рабочее место и торговать по закону без сюрпризов: учет, касса, ЕГАИС, Честный знак, «Меркурий».

Узнать больше
Маркет

Поможем выбрать кассу, настроить рабочее место и торговать по закону без сюрпризов: учет, касса, ЕГАИС, Честный знак, «Меркурий».

Узнать больше

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи