ФФД — это формат фискальных документов, свод правил, по которым касса создает чеки и другие документы. Для чего он нужен, какие версии есть и как выбрать подходящую именно вам, рассказали в статье.
На заметку: в законодательстве используют термин контрольно-кассовая техника. Для упрощения мы будем называть ее просто касса или онлайн-касса, потому что она передает чеки в налоговую в режиме реального времени.
Что такое ФФД
Чеки из разных магазинов похожи: обычно сверху указывается номер документа, дата и время расчета и данные о продавце; в середине — список товаров или услуг с ценами, а внизу — QR-код и сведения о кассе. Это не совпадение, а необходимость. Так того требует ФНС.
Налоговая получает все чеки и другие документы, которые формируют на онлайн-кассах — это огромный объем данных. Чтобы было проще эти данные обрабатывать и следить за соблюдением законодательства, ведомство требует присылать кассовые документы, оформленные должным образом. Она как будто дает техническое задание: «Присылать чеки и отчеты с указанными реквизитами, которые должны быть расположены в определенном порядке». Формат фискальных документов и есть это «техническое задание».
Чеки, которые не соответствуют ФФД, например в них не хватает обязательного реквизита, ФНС отправляет в жесткий карантин.
Причем следовать форматам обязаны не только пользователи касс. На них ориентируются производители кассовой техники, операторы фискальных данных (ОФД) и другие участники рынка.
Форматы фискальных документов закреплены в Приказе ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.
Какие версии ФФД есть
Сейчас действуют три формата:
- 1.05,
- 1.1,
- 1.2.
Раньше была еще версия 1.0. Но она перестала действовать с 2019 года.
Читайте также «Требования к кассовому чеку: обязательные реквизиты и оформление»
Версии отличаются реквизитами и их обязательностью.
ФФД версии 1.05 подходит поставщикам услуг и продавцам немаркированных товаров. Изначально он задумывался как переходный от версии 1.0 к 1.1, поэтому у него меньше всего возможностей. Например, из-за усеченного количества реквизитов в чеке коррекции им не получится исправить ошибку в чеке. Придется сначала оформить чек на возврат и только потом сформировать новый чек без ошибок, а это двойная работа.
ФФД версии 1.1 также подходит тем, кто оказывает услуги или торгует продукцией без маркировки. В отличие от предыдущей, эта версия дает больше возможностей пользователю онлайн-кассы. Чек коррекции похож на обычный чек, поэтому он подходит для исправления любых ошибок. Подробности о том, как исправить ошибки в чеках, рассказали в статье.
ФФД версии 1.2 обязаны использовать те, кто торгует маркированными товарами, например, табаком, обувью или молочной продукцией.
Главное отличие ФФД 1.2 от предыдущих версий в том, что при продаже товаров с маркировкой касса формирует не только чек, но и отдельные документы для Честного знака: это запрос о коде маркировки и уведомление о реализации маркированного товара. Вот как это происходит:
- При продаже продавец сканирует код маркировки на упаковке товара. В это время касса и фискальный накопитель (ФН) формируют первый документ — запрос о коде маркировки — и через ОФД отправляют его в Честный знак.
- Честный знак присылает ответ на запрос, в котором сообщает, достоверен код этот маркировки или нет.
- Продавец формирует чек, и в это же время автоматически создается уведомление о реализации маркированного товара. ОФД отправляет чек в налоговую, а уведомление — в Честный знак. Так код выводится из оборота.
- В завершение Честный знак присылает квитанцию на уведомление. Если она не придет в течение 30 дней, сформировать новые уведомления не получится и продажа маркировки остановится.
Если продавцы маркированных товаров обязаны использовать ФФД 1.2, то бизнесмены из сферы услуг могут сами выбирать версию — 1.05 или 1.1. Законодательство не ограничивает срок действия этих форматов.
Как определить, по какому формату работает касса
От того, по какому формату касса создает документы, зависит, как исправлять ошибки в чеках.
Узнать версию ФФД можно в личном кабинете ОФД. Вот как это делается на примере Контур.ОФД:
Шаг 1. Войдите в личный кабинет и перейдите в раздел «Кассы».
Шаг 2. Выберите нужную кассу и в открывшейся карточке найдите строку «Версия ФФД».

Оцените удобство ОФД Контура в демоверсии личного кабинета.
Что учесть продавцам маркировки
До 6 августа 2021 года продавцы маркированных товаров обязаны были перейти на ФФД 1.2. Отдельным продавцам еще на три года продлили возможность работать на «старых ФН». Таким образом с 6 августа 2024 года все, кто продает маркировку, обязаны работать на формате 1.2. Исключений больше нет.
ИП и юрлица, которые торгуют ювелирными изделиями и мехом, могут не менять формат и продолжить работу на версиях 1.05 или 1.1. Но если у продавца меха в ассортименте есть еще и маркированные изделия легпрома, ему все-таки необходимо перейти на ФФД 1.2.
Если вы начали работать с маркированными товарами, но используете форматы 1.05 или 1.1, проверьте, поддерживает ли касса ФФД 1.2. Сделать это можно в реестре ККТ, который ведет налоговая. Найдите в нем свою модель и проверьте столбец «Поддерживаемые версии формата — 1.2» (столбец H). Если в нем указано «да», касса поддерживает переход, а если «нет», придется купить новую кассу.
Полезная инструкция «Как заменить ФН и перерегистрировать кассу в личном кабинете ОФД»
Если касса поддерживает ФФД 1.2:
- Обновите прошивку на кассе.
- Обновите кассовую программу.
- Если до сих пор работали с ФН старого образца, установите ФН-М и перерегистрируйте кассу. В заявлении о перерегистрации укажите, что на кассе будут продавать маркированные товары.
Если касса не поддерживает ФФД 1.2:
- Купите новую кассу, которая поддерживает ФФД 1.2. Кассовая программа также должна поддерживать эту версию формата.
- Купите и установите ФН-М.
- Зарегистрируйте новую кассу в ФНС. При регистрации укажите, что на кассе будут продавать маркированные товары.
Продавцов, которые не выполняют требования, могут оштрафовать сразу по двум нарушениям:
-
Несоответствие кассы требованиям законодательства (ч. 4 ст. 14.5 КоАП) влечет за собой предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП — от 1 500 до 3 000 ₽, а для юрлиц — от 5 000 до 10 000 ₽.
-
Непредставление сведений и нарушение порядка и сроков представления сведений в Честный знак (ст. 15.12.1 КоАП) грозит должностным лицам предупреждением или административным штрафом от 1 000 до 10 000 ₽. Юридическим лицам — штрафом от 50 000 до 100 000 ₽.
Формируйте чеки по закону с кассовым ПО Маркета
Как поправки в ФФД повлияют на бизнес
Форматы фискальных документов регулярно меняются. Налоговая вносит поправки в версии и дорабатывает их.
Ближайшие нововведения уже утверждены Приказом ФНС от 26.03.2025 № ЕД-7-20/236@. Они вступят в силу 1 сентября 2025 года, и у владельцев касс есть время подготовиться.
Появилось новое требование для онлайн-оплат. В электронной версии чека и чека коррекции надо:
-
в теге 1125 «Признак расчета в Интернет» указывать значение «1»,
-
в теге 1187 «Место расчетов» — адрес сайта, где совершена покупка,
-
в теге 1008 «Телефон или электронный адрес покупателя» — соответствующие данные.
Дополнительные значения для тегов появились и для ФФД версии 1.2. В уведомлении о реализации маркированных товаров надо вносить часовую зону (тег 1011), номер фискального документа (тег 2040) и при онлайн-продаже — «признак расчета в Интернет» (тег 1125).
Для тегов 2003 «Планируемый статус товара» и 2110 «Присвоенный статус товара» (тег 2110) предусмотрены значения:
-
«5» — штучный товар в стадии реализации,
-
«6» — мерный товар реализован.
ФНС обозначила также теги 1234-1238 для пилотного проекта с банками. Они пока не обязательны к применению, а в дальнейшем потребуют обновить прошивку касс, чтобы данные с POS-терминалов включались в чек. Новые теги позволят отслеживать реквизиты банковских транзакций.
Кроме того, изменения коснулись и внешнего вида фискальных документов: надписи будут крупнее и четче, чтобы у покупателя не возникло проблем с прочтением включенной в чек информации.
Продавцы обязаны выдерживать в бумажных документах минимальную высоту символов — 2 мм и интервал между строками — 0,5 мм. QR-код должен быть не менее 20×20 мм при печати с контрастностью 40%.
Такого же размера QR-код должен быть и на дисплеях вендинговых аппаратов и иных устройств. При этом обозначено требование к яркости экрана — не ниже 250 кд/м2, и код должен отображаться не менее 40 секунд или до следующего расчета на используемом аппарате.
После поправок к ФФД компании-производители вносят изменения в кассовое ПО, после этого владельцам техники остается только обновить прошивку на кассе. Как это сделать, зависит от модели ККТ: у некоторых ПО обновляется автоматически, а у некоторых — вручную.
Рекомендуем другие статьи по теме:
Приведу несколько замечаний, как это работает в реальной жизни для аптечной сети.
ФФД версии 1.2 - не вызывает сомнений, для случая лекарственных препаратов это актуальная версия.
/* --------
1.
При продаже продавец сканирует код маркировки на упаковке товара. В это время касса и фискальный накопитель (ФН) формируют первый документ — запрос о коде маркировки — и через ОФД отправляют его в Честный ЗНАК.
2.
Честный ЗНАК присылает ответ на запрос, в котором сообщает, достоверен код этот маркировки или нет.
--------- */
А вот тут нас ждёт первая засада:
ЧЗ не присылает ответ на запрос, либо этот ответ задерживается.
Теперь, представьте: 1 запрос - 10 секунд ( в реальной жизни бывает и длиннее), у Вас в чеке 6-10-15 маркированных позиций. Время ожидания - 60-100-150 секунд.
Если Вы сами стояли за кассой или рядом, в момент активного процесса продаж, Вы точно знаете 15 секунд уже вызовут раздражение покупателя. Скорее всего он к Вам более не придёт.
Ну а указанные сроки это уже катастрофа.
Передаваемый объём мизерный, собственно передача займёт предельно короткий срок даже 'с модемом 19.200'.
А вот сам сервис проверки марок 'тупит не по детски'. Поскольку причина вне учёт ной системы, с нею сталкиваются все. Хожу по аптекам, интересуюсь. Позитивный ответ дают только сотрудники крупных сетей, но у них часто в бейджике микрофон для контроля ключевых фраз, которые они обязаны проговорить покупателю. Они избегают общения в корне.
Засада 2. Сервис МДЛП тупо не работает, работает частично, но ненадлежащим образом.
Предположим всё прошло быстро и успешно, Вы получили 'квитанцию', о ней напоминает п.4, выше по тексту. И вот ( о чудо, локальный сарказм станет понятен чуть позже) 'товар выведен из оборота через розницу'.
Отчёт подтверждает это положение.
Но проходит, например, полгода и к Вам приходит РосЗдравНадзор с претензией - в обороте товары, срок годности которых истёк.
Вы почувствовали о каком товаре идёт речь? Нет ещё.....
Не буду томить - речь о товаре 'выведенном из оборота через розницу'.
По одним отчётам - да, выведен. Часто уже ушёл в архив.
А вот по другим - нет. И к нам возникают очень серьёзные претензии.
Мои коллеги самостоятельно получали 2 отчёта по одному и тому же препарату. 1-й товар продан, 2-й тот же товар всё ещё у нас 'на ветрине' (это название отчёта), возможно, как говорилось выше, уже закончился срок годности.
МДЛП проблему 'видит с трудом', Вам предложат отправить данные о продажах повторно. Тут счёт идёт на сотни тысяч, но предложат всё равно. Надо же как-то загрузить Ваших сотрудников...
Переписка с МДЛП бессмысленна. После 2-х недель нам радостно сообщили о корректной обработке товара с маркой такой-то. А остальные 99999? П 2 недели переписки на каждую?
Если цель создания системы (истинная) - защита населения от контрафакта, почему всё так плохо?
--
С уважением, Морозов И.Г.
директор по ИТ в аптечной сети.
+79050322957