Какие инструменты для продаж и управления нужны бизнесу на старте — Контур.Маркет Баннер

Какие инструменты для продаж и управления нужны бизнесу на старте

25 июня 2024

Это третья часть серии статей, как правильно открыть открыть магазин, точку общепита или предприятие сферы услуг. Поможем разобраться, какая техника и программы могут понадобиться бизнесу, который только что открылся. 

Что было в прошлых сериях

Если вы еще не зарегистрировали свой бизнес в налоговой, пригодятся советы экспертов Контур.Маркета в статье Как открыть свой магазин, кафе или парикмахерскую. Узнаете, какие шаги нужно сделать, прежде чем откроете юрлицо или ИП, а может быть, соберетесь стать самозанятым:

  • Нулевой шаг. Превращаем идеи в гипотезы.
  •  1 шаг. Выбираем форму собственности и сразу понимаем, будут ли сотрудники.
  •  2 шаг. Определяемся с системой налогообложения.
  •  3 шаг. Проверяем нормативку, можем ли заниматься, чем хотим.

Во второй статье вы узнаете, как зарегистрировать свой бизнес в ФНС и что нужно сделать сразу после этого: 

  1. Дождаться подтверждения регистрации от ФНС.
  2. Подать заявление о переходе на УСН.
  3. Сообщить в контролирующие органы, что начинаете бизнес.
  4. Открыть счет в банке.
  5. Заказать печать.

В третьей части расскажем о необходимых инструментах, с их помощью вы будете делать бизнес: касса и кассовая программа, учетная система, госсистемы для продажи подконтрольной продукции и программы для бухгалтерского учета. 

Касса и кассовая программа

Касса, она же ККТ (контрольно-кассовая техника), нужна, чтобы принимать деньги от клиентов за свои товары и услуги. Если сомневаетесь, обязаны ли применять кассу, почитайте об исключениях и требованиях

Все эти устройства можно назвать кассами. У всех есть ФН и возможность формировать чеки.

Чтобы касса работала, нужно выполнить три пункта:

  1. Купить фискальный накопитель (ФН) и вставить в кассовый аппарат
  2. Зарегистрировать ККТ в налоговой 
  3. Установить на устройство кассовую программу или подключить ККТ к компьютеру, на котором уже есть кассовое ПО.

Подробнее остановимся на третьем пункте — кассовой программе. Именно от нее зависит разнообразие возможностей при расчете покупателя. Например, ресторану нужно принимать деньги за депозит, значит, следует выбирать ПО, которое умеет правильно формировать чеки для аванса и предоплаты. Или предприниматель хочет премировать продавцов-консультантов, которые довели покупателя до оплаты — значит, нужно ПО, которое способно добавлять в чек имя сотрудника. 

Какие еще возможности могут понадобиться: 

  • применение скидок ко всему чеку или к конкретному товару;
  • добавление в чек имени клиента, чтобы применилась его персональная скидка;
  • полная или частичная оплата бонусами по системе лояльности;
  • продажа маркированного товара или крепкого алкоголя;
  • оплата через систему быстрых платежей (СБП);
  • смешанная оплата наличными и безналичными деньгами. 

Как выбрать кассу под свой тип бизнеса, эксперты подробно рассказали в следующей статье. Читать → 

Учетная система

Учетная система выполняет две основные задачи. 

Во-первых, в системе ведут каталог товаров, блюд и услуг. Этот каталог передают на кассу, и она печатает в чеке наименования, цены и другую информацию, обязательную по требованиям 54-ФЗ. 

Во-вторых, система позволяет автоматизировать работу с остатками, заказами и бронированием времени на услуги. В зависимости от вашего типа бизнеса выбирайте учетную систему с нужным набором возможностей. 

Вот примеры возможностей, которые дает учетная система разным компаниям.

Магазин следит за остатками, назначает цены на разные партии товара, вовремя узнает, что товар заканчивается и пора заказать новую поставку. Всё это система считает автоматически, подсвечивая моменты, требующие особого внимания собственника.

Заведение общепита ведет технологические карты по ГОСТ, контролирует расход ингредиентов и готовых блюд, получает автоматический расчет КБЖУ и потерь при готовке. А еще добавляет к заказам упаковку, соусы, сливки или другие модификаторы, что помогает легко подстраивать техкарты под желание гостя. 

Предприятие услуг ведет календарь записи, в котором на конкретную дату назначает услугу и мастера, указывает клиента. Хорошо, если в учетной системе можно сгенерировать ссылку на онлайн-запись, чтобы клиенты сами могли бронировать время в парикмахерской, автосервисе или ветеринарной клинике. Если предприятие и оказывает услуги, и продает расходники, например, запчасти, поможет автоматизированное создание заказ-нарядов.      

Есть преимущество, которое полезно всем типам бизнеса: учетная система получает данные с кассы и на их основе строит отчеты о выручке, среднем чеке, прибыли, рентабельности, АВС-отчет. Если позволяет детализация, в таких отчетах можно смотреть возвраты и списания, выручку по каждому кассиру или официанту, распределение продаж в течение дня и другие подробности о работе торговой точки. Вс это помогает руководителю управлять точкой эффктивнее даже удаленно. 

Как вести учет в Контур.Маркете

Решение для работы с подконтрольными товарами 

Этот раздел советуем почитать предпринимателям, которые открыли магазин или точку общепита. В этих сферах вы можете столкнуться с товарами, которые на особом контроле у государства.  

Алкоголь. К этой продукции относится и крепкое спиртное, которое маркиркируют акцизными марками, и некрепкие алкогольные напитки: пиво, сидры, медовухи или пуаре. Оборот такой продукции следует ежедневно отражать в ЕГАИС и ежеквартально — в алкогольной декларации для ФСРАР.

Для правильной работы с алкоголем понадобится четыре составляющие:

  1. В каждой торговой точке с индивидуальным КПП должен быть компьютер, подключенный к интернету. Это нужно для отправки сведений в ЕГАИС и ФСРАР. 
  2. Сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП), записанный на носитель JaCarta SE ГОСТ/PKI, такой можно приобрести в Удостоверяющем центре Контура.
  3. Бесплатный программный модуль УТМ, который будет передавать данные о поступлении алкоголя на склад магазина в Росалкогольрегулирование. УТМ нужно скачать на сайте ФСРАР и установить на компьютер. Чтобы работать с модулем, нужен четвертый компонент — программа для работы с ЕГАИС. 
  4. Программа для работы с ЕГАИС, например система учета Контур.Маркет. Система помогает принимать входящие накладные, оформлять акты и другие документы, которые нужны для соблюдения требований Закона № 171-ФЗ о спиртосодержащей продукции. 

Маркированные товары. Табачные изделия, обувь, некоторые виды одежды, лекарства, автопокрышки, молочная продукция — эти и другие товары подлежат обязательной маркировке (видеообзор последних изменений). Производители должны наносить на такие товары маркировочные коды Data Matrix, а остальные участники оборота — отражать в системе мониторинга Честный знак получение, перемещение и продажу товара. 

Что нужно для работы с Честным знаком:

  • КЭП, чтобы зарегистрироваться в системе и подписывать накладные, которые будут приходить в формате УПД.
  • Оператор ЭДО, чтобы принимать электронные накладные и сообщать в Честный ЗНАК о приемке товаров. 
  • Касса с правильной прошивкой (подробности смотрите в видеоролике). 
  • 2D-сканер, чтобы считывать код маркировки Data Matrix при продаже товара через кассу. 
  • ОФД, который поддерживает работу с маркировкой, то есть отправляет данные о продаже не только в налоговую, но и в Честный знак. 

Товары с ветеринарной сертификацией. Это мясо, рыба, яйца, молоко, мед и другая продукция животного и растительного происхождения. Ее оборот контролирует Россельхознадзор с помощью ФГИС «Меркурий».  

От магазина или заведения общепита требуется не много:

  1. Зарегистрироваться в системе «Меркурий».
  2. Гасить, то есть подтверждать ВСД, которые приходят на подконтрольную продукцию. Это можно делать на госпортале или в вашей учетной системе, если она это умеет.  

Помогаем сохранять спокойствие при работе с госсистемами

Решение для бухгалтерского учета 

Некоторые налоговые режимы позволяют индивидуальному предпринимателю не вести бухгалтерский учет. Однако ИП на упрощенке нужно рассчитывать налоги и подавать в ФНС налоговую декларацию. Это можно делать самостоятельно, если есть время и силы, а можно автоматизировать с помощью электронной бухгалтерии Эльба

Если по закону вы обязаны вести бухучет, стоит позаботиться о том, кто и как это будет делать. Например, бухгалтеру для отчетности по расходам нужны первичные документы, то есть накладные. Вы можете передать ему кипу бумажных накладных, а можете сделать проще: наладить интеграцию своей учетной системы с бухгалтерской программой, чтобы бухгалтер получал готовые данные сразу в электронном виде.

В следующих сериях читайте подробности о каждом из перечисленных инструментов управления. Перейти к четвертой серии про кассы →  

Единая государственная автоматизированная система

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Универсальный транспортный модуль, государственная программа для работы с ЕГАИС

Универсальный передаточный документ

Оператор фискальных данных

Ветеринарный сопроводительный документ

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи